Из всего оригинального состава Мстителей Наташа Романофф, пожалуй, самая невезучая. Даже Соколиному Глазу в фильмах досталось несколько ярких эмоциональных сцен и пара отличных шуток, а на долю Чёрной Вдовы, персонажа без преувеличения культового, выпали лишь куцый роман с Халком да мученическая смерть. Всё остальное время, по справедливому замечанию Скарлетт Йоханссон, шпионка исполняла роль ходячего украшения. Только после того, как архитектор киновселенной Кевин Файги наконец одолел своего бывшего начальника Айка Перлмуттера, известного сексиста и консерватора, Вдова наконец-то получила свой сольник. И то картина целый год пролежала на полке из-за пандемии, а теперь вышла по гибридной модели, почти всегда гарантирующей кассовый провал. Но самая злая ирония в том, что в своём первом и последнем именном фильме Наташа снова затерялась на фоне остальных персонажей.
Главное хобби Наташи — превозмогать Период раскола Мстителей. Романофф в открытую выступила против генерала Росса, за что объявлена вне закона. Ну, не впервой. Вещи собраны, тихое местечко в Европе найдено, можно залечь на дно и подумать над тем, как быть дальше. Но всего пару дней спустя по душу мстительницы приходят, причём отнюдь не правительство, а загадочный суперсолдат, способный на раз-два одолеть героиню в ближнем бою. А вскоре Наташа узнаёт страшную правду: программа «Красная комната», превращающая девочек-сирот в суперубийц, по-прежнему работает, несмотря на то, что Романофф давным-давно устранила её создателя. Вернее, думала, что устранила, — на деле зловещий генерал Дрейков живее всех живых и лелеет поистине наполеоновские планы. Теперь, чтобы раз и навсегда похоронить призрака Холодной войны, Наташа должна объединиться со своей названной сестрой Еленой и приёмными родителями — бывшими кремлёвскими агентами с прибабахом. От «Чёрной Вдовы» ещё с момента анонса ждали развесистой клюквы, но, как ни парадоксально, она на неё достаточно скупа. Злой русский генерал по сюжету давно вне системы и даже не пытается, как в какой-нибудь Call of Duty, вернуть родине былое величие — всё сугубо ради личной выгоды. Тюрьму, в которой прозябает один из персонажей, никто не называет «Гулагом», в кадре нет ни одного боевого медведя, надписи кириллицей обходятся без смешных ошибок, и даже в оригинале актёры не радуют забавными перлами — все говорят на ломанном, но понятном русском (кроме Красного Стража, его без субтитров не понять), а массовку так и вовсе набрали из носителей языка. Национальный колорит, каким его видят в Голливуде, ярко пробивается лишь в сцене семейного воссоединения, где Наташа и её приёмная родня хлещут водку чуть не из горла. Ну, тут уж извините. В общем, те, кто ждал «Чёрную Вдову», чтобы посмеяться над ушанками и балалайками, останутся разочарованы. Как и те, кто хотел после двухлетнего застоя увидеть развесёлый марвеловский блокбастер.
Отношения Алексея с приёмными дочками далеки от здоровых. Но в этом и фишка Фильм Кейт Шортланд отчаянно пытается вписаться в мрачно-серьёзную линейку Marvel рядом с «Другой войной» и недавним «Соколом и Зимним Солдатом». Шуток сравнительно мало, насилие, напротив, доведено до максимальных пределов, допустимых подростковым рейтингом, а все ключевые персонажи в той или иной степени травмированы и рефлексируют. «Чёрная Вдова» — шпионский боевик лишь на одну половину; вторая же отведена под драму про дисфункциональную семью и искалеченное детство. Угадайте, какая из этих частей вызывает больший эмоциональный отклик. Подсказка: не экшеновая. Хотя боевые эпизоды сделаны весьма толково. В «Чёрной Вдове» больше рукопашки, чем в любом другом фильме MCU, а работа каскадёров в отдельных сценах вызывает неподдельное восхищение. Ну, когда её можно разглядеть, ведь вместе с мрачностью картина унаследовала из «Противостояния» раздражающе трясущуюся камеру. Но всё-таки спецэффектами за $200 млн Marvel уже никого не удивит. А вот психологические терзания девушек с тёмным прошлым — это что-то посвежее. Ярче всего на данном поле раскрывается Флоренс Пью из «Солнцестояния». Её Елена Белова прячет боль за сарказмом и бравадой, но ломается, стоит чуть нажать на душевную рану. Это комплексный, многогранный образ, и следить за актрисой в нём — одно удовольствие. Очевидно, фильм затевался в том числе и для того, чтобы представить Елену в качестве новой Чёрной Вдовы, и с этой задачей создатели справились — Пью наверняка станет одной из главных звёзд следующих фаз MCU. Дэвид Харбор и Рэйчел Вайс тоже вполне предсказуемо крадут каждую сцену со своим участием. Красный Страж (он же в оригинале и «Красноармеец», и «Красный Хранитель») — самый аутентичный русский мужик в американском кино: хоть сейчас делай с ним «Особенности национального супергеройства». Да, некоторые фразы Алексея будто взяты из старых анекдотов про КГБ, но его страсть к байкам, наколки, борода и эмоциональность так естественно складываются в образ «бати», что даже придираться не хочется. Вайс тоже диво как хороша в образе чуть социопатичной учёной Мелины. В одной сцене она может быть по-настоящему жуткой, в другой — трогательно несчастной, а в третьей — очаровательно комичной. Впрочем, чего ещё ждать от актрисы подобного калибра?
Таскмастер — очередной пример того, как от собственного известного злодея Marvel оставляет лишь рожки да ножки А вот Скарлетт Йоханссон при всём многообразии своего таланта на таком фоне выглядит бледной тенью. Становится как никогда очевидно, что у Наташи Романофф в её исполнении харизмы, простите, как у табуретки. Трагическое прошлое героини не делает её интереснее в настоящем, хотя в этом, казалось бы, весь смысл. Та же Елена Белова своим примером показывает, как травма определяет мировосприятие человека, как влияет на чувство юмора и так далее. А у рыжей шпионки всё сводится к хмурому лицу в нескольких вариациях. И это вовсе не вина Йоханссон — просто Наташа написана примитивнее, чем Зена из сериала 90-х. Чувство вины и весьма абстрактный праведный гнев создают иллюзию характера и иллюзию мотивации, однако то, что со скрипом работает в «Джоне Уике», даёт осечку в «Чёрной Вдове». Видать, секрет и впрямь в личном обаянии Киану. Так же бездарно фильм расходует талант Рэя Уинстона. Британец мог бы сыграть великолепного злодея, а вместо этого вынужден быть ходячим шаржем. Уже только ленивый не заметил, что Дрейков больше похож не на отставного генерала, а на типичного музыкального или киношного продюсера. Грузного, сального, хамоватого, циничного, уверенного в своей безнаказанности. Его фраза о том, что маленькие девочки — самый неиссякаемый ресурс на Земле, будто написана специально для того, чтобы зрителя передёрнуло от отвращения. Но на этом всё. Архивраг Чёрной Вдовы — просто старый противный мужик в очках и костюме. Символизм символизмом, но разве это не унизительно?
Да и вообще «Чёрная Вдова» — в каком-то смысле одно сплошное унижение титульного персонажа. После стольких лет и собственной смерти Наташа наконец-то получила сольник, а он даже не про неё. Почти ничего из того, что в фильме действительно достойно похвалы, не относится напрямую к самой Вдове. Он гораздо лучше справляется с представлением Елены и Красного Стража, чем с раскрытием Наташи Романофф, хотя другого шанса, похоже, уже не будет. В целом «Чёрная Вдова» получилась непростительно средней для возвращения MCU после двухгодичного перерыва. Особо ругать её не за что (всё-таки стандарты качества у Marvel пока довольно высокие), но и на звание главного летнего блокбастера она не тянет — даже в отсутствие заметных конкурентов. Как бы яростно Кевин Файги ни воевал за место «Вдовы» на большом экране, на стрим-сервисах она смотрится как родная. Будто это и не театральный релиз вовсе, а двухчасовой спецвыпуск «Сокола и Зимнего Солдата». Самая известная русская шпионка в поп-культуре, чёрт побери, достойна большего.